Дата: 1-8.07.2013
Раскопки Ардинского городища и поселения

Медведевские старшеклассники прекрасно разбираются, в чем отличие мезолита от палеолита, определяют по узору на керамическом черепке эпоху, когда пользовались этим сосудом, знают нюансы изготовления бронзовых наконечников для стрел. Все знания ребята получили, посещая объединение "Юный археолог". А недавно они вернулись с очередных раскопок.

Артефакты под ногами

Не зря говорят о роли личности в истории. Порой один человек может повернуть вспять или заставить двигаться огромный и неповоротливый маховик целой страны. Но то же самое можно сказать применительно к какому-то значимому делу. "Двигает" его конкретный человек. В нашем случае - это учитель истории и педагог дополнительного образования медведевских школ № 2 и 3 Игорь Панов. Вот уже 25 лет благодаря его увлеченности археологией воспитанники выезжают на раскопки, где собственными глазами могут увидеть осколки керамической посуды, каменные, бронзовые, железные орудия труда и оружие, кости животных и украшения... Все эти вещи, извлеченные из земли, могут рассказать немало интересного, особенно тому, кто готов слышать, кто на самом деле увлечен историей. Именно таким увлеченным, можно сказать, до фанатизма человеком оказался и мой собеседник Игорь Иванович. У него горят глаза, когда он рассказывает об археологии, раскопках.

Игорь Панов, руководитель объединения» Юный археолог":

- Мы недавно вернулись с раскопок, которые проводили на территории Килемарского района. Копали Ардинское городище и селище, а это примерно девятый-одиннадцатый века. Находились мы там чуть больше недели и за это время сделали немало. Было найдено много интересных артефактов прошлого. Все они сейчас находятся на исследовании у наших историков из МарНИИЯЛИ.

Полевые работы такого уровня - дело достаточно серьезное, ведь каждое неудачное движение лопатой или другим инструментом может повредить хрупкий "привет" из прошлого. То, что 15-летним и 17-летним подросткам доверяют эту серьезную работу наравне с профессионалами, вызывает уважение.

Алена Антонова, ученица 9-го класса:

- В экспедицию я отправилась первый раз, так что все для меня было очень необычно. Как только приехали на место, сразу же стали ставить палатки и организовывать лагерь. Все делали очень дружно, мне это понравилось. На раскопках тоже работали все вместе. Сначала мы сняли верхний слой земли, очистили его от разного мусора, затем очень аккуратно, слой за слоем, по 5-10 сантиметров, снимали землю. Надо было это делать очень осторожно, чтобы лопатой не повредить находки. Работа очень сложная, физически тяжелая, но все компенсировалось той радостью, которую испытываешь, когда находишь что-нибудь интересное.

Здесь есть все, как в Греции

Все находки ребят во время полевых работ отправляются на экспертизу нашим ученым, а те, в свою очередь, после исследования передают их в музеи республики. Но школьный музей тоже может похвастаться своей коллекцией. В нем тысяча экспонатов - начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Это богатство Игорь Иванович собирал не один десяток лет. Уникальность музея школы №3 в том, что его экспонаты в свое время были найдены не только на территории республики, но и далеко за ее пределами. Предметы утвари античной эпохи соседствуют с украшениями Древней Руси, а каменные ножи и скребки лежат рядом с бронзовыми украшениями.

- Два года назад к нам в музей пришел посетитель, - вспоминает Игорь Иванович. - Его так поразили наши экспонаты, что он решил внести посильную лепту в увеличение наших фондов и через некоторое время принес уникальный перстень работы древнегреческих мастеров, датированный примерно первым веком нашей эры. Украшение прекрасно сохранилось, можно даже разглядеть выгравированную на перстне фигуру девушку. Мои ребята сразу почувствовали "запах" тайны. Кто же изображен на кольце? Может быть, муза или одна из героинь произведений Гомера? Сейчас мы пытаемся найти ответ на этот вопрос. Вот такая история, воплощенная в предметах, гораздо ближе и интереснее ребятам, чем просто ничем не подкрепленные слова. Игорь Панов дает возможность своим ученикам почувствовать дух времени и романтику открытий. Главное - своими руками прикоснуться к истории.

Дмитрий Никитин. Медведевские школьники "путешествуют" во времени// Марийская ПРАВДА. – 2013. – 18 июля.